 |
Программа "Дети-сироты Санкт-Петербурга"
Цели и задачи программы
1. Создание условий для предупреждения социального сиротства.
1.1. Обеспечение системы социальной поддержки и помощи семьям групп социального риска.
1.2. Обеспечение социально-педагогических мер, направленных на
компенсацию родительской депривации, на психологическое восстановление
и социальную ориентацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
2.1. Развитие различных форм семейного воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Развитие системы учебно-воспитательных и реабилитационных центров для детей сирот.
2.3. совершенствование мер социальной поддержки выпускников детских домов.
3. Материально-техническое и кадровое обеспечение системы
профилактики сиротства, социальной защиты детей сирот, оказание им
поддержки и помощи.
Ожидаемые результаты
Реализация предусмотренных городской программой мероприятий позволит
создать условия для развития, воспитания и защиты интересов детей, их
профессиональной подготовки и гражданского становления и тем самым
решить проблему социализации и интегрирования в общество данной
категории детей и подростков.
Характеристика проблемы и обоснование программы
В настоящее время в Санкт-Петербурге детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, около 10 тысяч из них более 5 000 находится в
40 детских домах и школах-интернатах системы образования ( в том числе
: 22 учреждений для детей, имеющих отклонения в психофизическом
развитии); свыше 1000 - в домах ребёнка Комитета по здравоохранению;
1500 в учреждениях Департамента социальной защиты населения.
Наблюдается динамика роста численности и изменения состава
воспитательных детских домов и школ-интернатов - увеличение числа
'круглых' сирот ( с3% в 1991г. до 13% в 1999г.).
Одна из основных причин этого- рост криминогенной тенденций в
обществе ( противоправная купля-продажа жилой площади, сопряжённая с
покушением на жизнь владельца ).
Другая причина - повышение смертности из-за злоупотребления алкоголем и наркотиками.
Подавляющая часть сирот - 92% составляю, так называемые, 'социальные
сироты', то есть дети, оставшиеся без попечения родителей из-за:
- отказа от детей;
- фактического устранения от воспитания;
- недееспособности (болезни родителей);
- значительное число родителей, находящихся в местах лишения свободы.
Основа сиротства, как социального явления, - социально-экономическая
нестабильность общества, ухудшение материального положения семей,
крушение устоев, девальвация нравственных ценностей (в частности,
ценности личности ребёнка, ценности семьи).
В 1995 году 725 детей были переданы на воспитание с лишением родительских прав, 70 детей - без лишения родительских прав.
В городе сложилась чрезвычайная ситуация с детской безнадзорностью и
беспризорностью: десятки несовершенно летних детей ежедневно
оказывается выброшенными на улицу.
В ответ на эту ситуацию в Санкт-Петербурге создаются детские
социальные учреждения, как то: социально-реабелитационные центры,
кризисные службы, социальные гостиницы, центры помощи выпускникам
детских домов. Только в 7-ми учреждениях, подведомственных Комитету по
социальным вопросам, находится более 300 детей.
Правительством Санкт-Петербурга 18.05.95 года принято постановление
'О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей', утверждена Программа развития системы социальных
приютов для беспризорных детей и подростков. Разработано и утверждено
положение о семейных воспитательных группах и подразделениях детских
социазащитных учреждений позволяющая оперативно передавать детей в
семьи, не дожидаясь окончательного решения о лишении их родительских
прав.
Сегодня в семейных воспитательных группах живут и воспитываются около 100 сирот.
В городе создан Центр усыновления, опеки и попечительства. На
01.01.96 года число усыновлённых детей родственниками - 9249,
гражданами - 4240. На 01.01.96 года в Санкт-Петербурге свыше 5000
опекунских семей, опекаемых детей - 6658.
И все же основная часть детей-сирот продолжает воспитываться в детских учреждениях интернатного профиля.
Очевидно, что ныне действующая система сиротских учреждений несовершенна, а именно, для неё характерно:
- подчинённость учреждений разным ведомствам ;
- многочисленные перемещения ребёнка (дом ребёнка, дошкольный детский дом, школьный детский дом);
- замкнутость контактов, дефицит общения детей с миром взрослых;
- недостаточная психологическая поддержка ребёнка со стороны соответствующих служб;
- нерешенность социальных проблем детей, как то: обеспечение жильём, профессиональное образование, трудоустройство.
Главное же - сиротские учреждения не ориентированные на самоценность личности воспитанника.
Всё это не позволяет в полной мере решить вопросы социализации
личности, адаптации, реабилитации и интегрирования детей сирот в
общество. И как следствие этого - именно бывшие воспитанники детских
домов и бывшие беспризорные пополняют армию безработных, бездомных и
преступников.
Пути решения данной проблемы
- Совершенствование различных форм определения детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью (усыновление,
опека, приёмная семья, семейная воспитательная домашняя группа,
семейный детский дом).
- Реорганизация дет. домов и интернатов в Центры Попечительских округов.
- Создание новых и совершенствование существующей сети
учреждений для детей сирот (приюты, соц. гостиницы,
социально-реабилитационные центры, дома трудолюбия и др.).
Расчёт стоимости Программы 'Дети-сироты Санкт-Петербурга' (тыс. руб.) по объектам и направлениям.
- Создание дет. домов - профилакториев для детей из семей, нуждающихся в дополнительной поддержке:
Всего: 9908,1, в том числе :
Текущее содержание: 2459,0
На социальное развитие: 7449,0
- Создание 5 центров проживания детей сирот, учащихся ПТУ на базе общежитий ПТУ ? 13, 50, 116, 33:
Всего: 67,4, в том числе:
На текущее содержание: 67,4
- Создание новых детских домов:
Всего: 1047,8, в том числе:
На текущее содержание: 1034,0
На социальное развитие: 700,0
- Создание 'Дома детства' для детей от 0 до 18 лет на базе дет. дома ?3:
Всего: 64,0, в том числе:
На текущее содержание: 44,0
На соц. развитие: 20,0
- Приобретение автобусов марки 'ПАЗ' для сиротских учреждений:
Всего: 825,0
- Создание и развитие баз отдыха для детей-сирот:
Всего: 6400,0
- Создание детского дома - профессиональной школы на базе ПТУ-94:
Всего: 1500,0, в том числе:
На текущее содержание: 300,0
На соц. развитие: 1200,0
- Вручение памятных подарков выпускникам сиротских учреждений:
Всего: 237,0
- Проведение ежегодных выпускных вечеров:
Всего: 290,0
- Проведение смотров - конкурсов художественной самодеятельности среди воспитанников сиротских учреждений и спорт. соревнований:
Всего: 300,0
- Организация летнего отдыха детей-сирот
Всего: 40000,0
Основные направления Программы 'Дети-сироты' и мероприятия по их реализации
Мероприятия по предупреждению социального сиротства
Создание системы дифференцированной помощи семьям с детьми, нуждающимся в дополнительной социальной поддержке:
- создание городского Центра 'Семья'
- создание кризисного Центра 'Женщина в опасности'
- создание приюта для нуждающихся в социальной защите несовершеннолетних беременных и юных матерей с младенцами
- создание домов профилакториев
- создание соц. педагогических центров для подростков 13-17 лет
|
Комитет по образованию |
Организация рейдов по выявлению детей, нищенствующих и занимающихся попрошайничеством:
- разработка мер по выявлению и привлечению к ответственности родителей, склоняющих детей к нищенству и попрошайничеству
|
Комитет по образованию
Фонд 'Дети отечества' |
Совершенствование системы социализации и реабилитации детей-сирот
Формирование городского банка данных о детях сиротах:
- создание банка данных о состоянии психофизического развития детей.
- создание компьютерной системы связи
|
Комитет по образованию, по здравоохранению |
Обеспечение условий для адекватного устройства детей сирот на
воспитание:
- совершенствование семейных форм устройства детей сирот
(усыновление, опека, попечительство, приёмная семья, семейный детский
дом).
|
Комитет по образованию |
Создание 5 центров проживания детей-сирот учащихся ПТУ (ул. Полярников,11) |
Комитет по образованию |
Создание Центра помощи выпускникам детских домов и школ-интернатов
(ул. Заозёрная, 8). |
Комитет по образованию, Администрация Московского
района |
Создание на базе специальных (коррекционных) сиротских учреждений, реабилитационных центров :
- создание рабочих мест для выпускников сиротских учреждений на базе детских домов ?? 9, 23, 51,ПТУ-70.
- обеспечение реабилитационных центров Государственными заказами и сырьём.
|
Комитет по образованию
Комитет по образованию, совместно с отраслевыми Комитетами и районными Администрациями |
Создание производственных участков, цехов и УПК на предприятиях
различных форм собственности для сотрудничества лиц из числа детей сирот |
Комитет по образованию |
Расширение перечня профессий в ПТУ для обучения детей-сирот в
соответствии с современными условиями труда и с учётом психофизического состояния
подростков. |
Комитет по образованию |
Создание детского дома-школы для детей с ЗПР - оздоровительного
центра социальной и трудовой адаптации 'Здоровье' (г. Зеленогороск). |
Комитет по образованию, администрация Курортного
района |
Создание детского дома - профессиональной школы на базе ПТУ-94 |
Комитет по образованию, Администрация Красногвардейского
района |
Реорганизация детского дома ? 563 для детей с ЗПР в детский дом-школу
? 14 для детей с ЗПР. |
Комитет по образованию, Администрация Петроградского
района |
Создание 'Дома Детства' - модели Попечительского округа со своей
инфраструктурой и системой соц. служб (приюты, реабилитационные центры, дома трудолюбия,
соц. гостиницы, дома призрения и пр.) |
Комитет по образованию |
Совершенствование материальной базы детских домов, социазащитных
детских учреждений ( в т. ч. приобретение 15-ти автобусов ПАЗ) |
Комитет по образованию |
Обеспечение детских учреждений для детей-сирот и беспризорных
детей необходимым физиотерапевтическим оборудованием. |
Комитет по здравоохранению |
Совершенствование системы обеспечения жильём лиц из числа детей-сирот
- закрепление за детьми сиротами жилой площади, ранее принадлежавшей их родителям или их доли в приватизированном жилье;
- обеспечение льготных условий по приобретению жилья (предоставление льготных кредитов и др.)
- предоставление жилых помещений вне очереди бывшим
воспитанникам государственных детских сиротских учреждений (с условием
обеспечения над ними соц. патронажа) за счёт коммунального заселения
2-х и 3-х комнатных квартир, освобождающихся и поступающих в
распоряжение района
|
Комитет по образованию, отраслевые Комитеты, районные Администрации |
Создание подсобного сельского хозяйства социально-реабилитационной
направленности |
|
Организация детского летнего отдыха |
Комитет по образованию (совместно с Комитетом по
делам молодёжи) |
Научно-методическое обеспечение
Разработка стандартов условий, необходимых для содержания детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, на основе материалов министров и
ведомств |
Комитет по образованию, Комитет по здравоохранению |
Использование в работе с детьми сиротами
- результатов медико-психолого-педагогической экспертизы жизнедеятельности детей-сирот в детских учреждениях и семьях
- новые санитарные правила и нормы содержания, организация режима питания
- методические рекомендации по комплексной системе оздоровления и повышения функциональных возможностей детей-сирот
- научно-методические основы социальной и трудовой адаптации детей-сирот
|
Комитет по образованию, Комитет по здравоохранению |
Совершенствование системы комплексного медико-психолого-педагогического обследования детей в сиротских учреждениях
- психолого-педагогические исследования 'психическое состояние
воспитанника сиротского учреждения', 'адаптация ребёнка-сироты в
семье'.
|
Комитет по образованию, Комитет по здравоохранению |
Кадровое обеспечение системы воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Создание курсов повышения квалификации работников детских социазащитных
учреждений и воспитателей семейных воспитательных групп ( на базе социально-реабилитационного
Центра 'Воспитательный дом') |
Комитет по образованию |
Создание системы отбора, подготовки и социального патронажа родителей-воспитателей,
усыновителей, опекунов (попечителей) |
Комитет по образованию |
Разработка предложений по критериям и механизму лицензирования
негосударственных учреждений и частных лиц, занимающихся воспитанием детей-сирот
и беспризорных детей с последующей передачей в законодательные органы для утверждения. |
Комитет по образованию |
Нормативное обеспечение охраны прав детей сирот
Разработка проекта Положения о детском доме- профессиональной
школе |
Комитет по образованию |
Разработка концепции Попечительского округа |
Комитет по образованию |
Информационное обеспечение социально-правовой политике в отношении детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Организация регулярного сообщения хода реализации программы 'Дети-сироты'
в средствах массовой информации |
Комитет по образованию |
Создание видеофильмов о жизни сирот и деятельности сиротских учреждений |
Комитет по образованию |
Организация пресс-конференций для средств массовой информации
и проведения телепередач в программе 'Скорая помощь' и др. о проблемах социального
сиротства. |
Комитет по образованию |
Назад на страничку документов
2001, www.child.org.ru © all rights reserved
|
 |